Порядочный контрагент или мошенник-как проверить?

Как проверить партнёра по бизнесу, интернет-магазин или просто физлицо(человека)? Ведь иногда происходят ситуации, когда контрагент заключает сделки на небольшие суммы, вовремя все оплачивает, затем делает крупный заказ и исчезает. Или интернет-магазин, получив средства, не доставил товар и вскоре испарился.


Есть несколько способов заранее убедиться, что контрагент - действующая фирма, готовая исполнять обязательства по поставке или оплате. Из официальных источников можно получить данные о должниках – как юридических, так и физических лицах. Сведения выдаются бесплатно и без регистрации.

    • На сайте http://kad.arbitr.ru изучите картотеку арбитражных дел. По названию компании, ИНН или ОГРН можно найти сведения о судебных тяжбах контрагента. Если за короткий промежуток времени к Вашему потенциальному партнеру предъявлено много исков-компания не выполняет обязательств. 
    • На сайте Федеральной службы судебных приставов www.fssprus.ru/iss/ip можно проверить, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Бесплатно и без регистрации. 
    • Посмотрите, не банкрот ли контрагент здесь: http://bankruptcy.interfax-aki.ru. Там публикуются сообщения о ходе процедур банкротства на территории РФ. Информация в открытом доступе.
    • Проверьте, действителен ли паспорт представителя фирмы-контрагента. На сайте Федеральной миграционной службы http://services.fms.gov.ru введите серию, номер и дату выдачи документа. Если система не подтвердит действительность документа- налицо попытка мошенничества.
    • Проверьте реальность данных о самой компании. Воспользовавшись сервисами http://egrul.nalog.ru (сайт Федеральной налоговой службы России) и https://focus.kontur.ru. по региону и названию компании можно узнать такие ее реквизиты, как ИНН, ОГРН и ОКПО. Сравните эти данные с данными в договоре. Если информация расходится, возможно, вы имеете дело с мошенниками.

Данный сервис особенно актуален для проверки контрагентов, позиционирующих себя как интернет-магазины. 

      • Проанализировать посещаемость сайта: на сайте http://2ip.ru в разделе «Тесты» есть сервис «Посещаемость сайта». С его помощью можно узнать о количестве посетителей и просмотров сайта за разные периоды. Для этого достаточно ввести в специальное поле адрес сайта и нажать кнопку «Получить». Например, по данным системы сайт интернет-магазина посещают пять человек в день, а он просит отгрузить товар на значительную сумму, да еще и в рассрочку. Стоит задуматься: возможно, вы имеете дело с мошенниками.

 Также необходимо провести анализ следующих ситуаций: 

      • Используйте телефон, диктофон- подслушайте. Во время переговоров можно на некоторое время покинуть комнату, оставив в незаметном месте включенный диктофон или мобильный телефон. Воспользовавшись Вашим отсутствием, потенциальный партнер может что-то проговорить вслух или кому-то позвонить. Был случай, когда в переговорах с адвокатом, который должен был представлять интересы компании в суде, был оставлен диктофон. Выяснилось, что адвокат работает на два фронта: официально сотрудничает с заказчиками, а неофициально – с ответчиками.
      • Пообщайтесь с бывшими сотрудниками компании-контрагента. Их можно найти на сайтах, помогающих в поиске работы. Пригласите бывших сотрудников на собеседование и узнайте, платила ли фирма по счетам. Например, в ходе собеседования по телефону с юристом, уволившимся из фирмы-контрагента, выяснилось, что компания находится в критической ситуации. Информацию проверили, позвав на собеседование бывшего бухгалтера фирмы.
      • Проверьте сведения, указанные на визитке, в реквизитах- возможно там указаны несуществующие адреса офиса или телефоны. На месте пообщайтесь с сотрудниками предприятий, расположенных в том же офисном центре или поблизости: знают ли они о таком соседе, работает ли его офис в постоянном режиме (иногда мошенники открывают офис только на момент заключения сделок), были ли визиты кредиторов или проверяющих структур. Cвяжитесь с собственником здания: если помещение снято недавно или на короткий срок, есть повод задуматься. Даже если партнер из другого региона, информацию можно получить по телефону. Был случай, когда находясь в другом городе, было решено проверить московскую компанию. Позвонив потенциальному партнеру сказали, что приехали в Москву и просят принять в офисе. Был получен ответ, что, к сожалению, в офисе никого не будет. Чуть позже компании и след простыл, а сделка не состоялась.
      • Собирайте всю доступную информацию: номера автомобилей, адреса электронной почты, номера телефонов, с которых звонили, факсов, с которых приходили документы. Всю информацию сохраняйте: иногда недобросовестные партнеры, закрыв одну компанию и открыв другую, меняют только вывеску и продолжают использовать те же адреса и телефоны.
      • Спровоцируйте партнера. К примеру, разговор можно повернуть так: Ваша служба безопасности получила сведения, что якобы контрагент с таким же, как у партнера, названием задерживает оплату другим поставщикам. Уточните, имеет ли партнер к этому отношение. После такого заявления недобросовестные контрагенты исчезают. Если провокация не удалась или партнер обиделся, извинитесь и сообщите, что полученная информация будет еще раз тщательно проверена.
      • Создайте представление об усиленном «режиме безопасности» в компании. При общении с партнером можно «к слову» рассказать историю о попытке неких злоумышленников обмануть вашу компанию и об их фиаско – с вытекающими уголовными последствиями. Также нелишне упомянуть о тесных связях вашей компании с правоохранительными органами. В этом случае очень пригодятся благодарственные письма от силовых ведомств, украшающие стены, например, переговорной. 


Конечно, о недобросовестности партнера нельзя судить по одному признаку. Но, получив один тревожный сигнал, обязательно прибегните ко всем доступным способам, чтобы удостовериться в надежности контрагента.